?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Планетостроение для чайников
default
youzhick wrote in photopanorama
Поиском, вроде, подобного урока в сообществе не нашел - надеюсь, будет полезно. Извиняйте, если плохо искал :)

Долгое время с вопросами о том, как делать глобусы, я всех отсылал к статье Сергея Гордеева (serg_gordeev), по которой сам знакомился с этой техникой. Однако, во-первых, все равно почему-то многим приходилось дообъяснять, а во-вторых, прогресс с тех пор шагнул вперед, и жизнь стала легче. Посему, процесс сборки последнего глобуса запечатлел пошагово и интересующимся предлагаю с ним ознакомиться.



          Процесс планетостроения далее описан очень подробно, и многие вещи будут хорошо знакомы людям, слопавшим пару собак на обычных панорамах. Прошу их отнестись к этому с пониманием - среди читателей вполне могут оказаться и совершеннейшие новички.

Итак, поехали.

1. Подготовка аппаратуры
          Существует расхожее мнение, что для съемки панорам (а тем более - глобусов) совершенно необходим штатив. При современном уровне технологий утверждение такое не совсем верно. Я бы сказал, что "для съемки панорам полезен штатив с панорамной головкой". Именно полезен, а не необходим, и именно с панорамной головкой. В случае отсутствия последней польза от штатива ровно та же, что и при обычной фотографии: да, длинные выдержки, да, брекетинг, но панораме от него ни холодно, ни жарко. При этом время съемки штатив увеличивает на порядок. В общем, забыли про штатив. Из техники вам понадобятся только сам фотоаппарат и компьютер с большим винтом. Крепкие руки, конечно, тоже будут полезны.

Из программ будут нужны:
- Adobe Photoshop (с плагином Flaming Pear Flexify)
- PTGui (с плагинами Autopano и, по желанию, Smartblend)

Версия, в общем-то, важна только для PTGui - он должен быть не древнее 7.0.
На всякий случай, вот комплект того, чем я сам пользовался: Photoshop CS4 Extended (+ Flexify 2.02), PTGui 7.2 Pro (+Autopano Pro 1.3.0 +Smartblend 1.2.2).


2. Выбор места
          Выбор точки, из которой можно снять хороший глобус, гораздо менее очевиден, чем кажется. К примеру, с того места, где снималась эта "планета маленькой принцессы", открывался шикарный вид во все стороны, но если бы любопытная девочка не прибежала посомтреть, что тут делает странный дядя с фотоаппаратом, грош была бы цена конечному результату. Собственно, я и не собирался изначально делать здесь глобус. Просто в условиях нехватки времени быстро заснял все кругом, чтобы уже дома понасобирать небольших линейных панорам, спокойно выбрав наиболее интересные сектора.

          Необходимо учитывать, что большую часть картинки займет передний план (ПП), а то, что творится на горизонте, будет сложно разобрать даже при печати 45х45 см. Кроме того, при сильном перепаде высот (съемка с середины длинной лестницы, например) конечный глобус будет выглядеть перекошенным. Идеальная точка съемки должна отвечать следующим требованиям:
- Интересный ПП;
- Очень неровный и достаточно близкий горизонт;
- Приблизительно одинаковые максимумы и минимумы высот горизонта с разных сторон.
Это не догма, конечно, но в большинстве случаев стремление к таким условиям помогает улучшить результат.

3. Съемка
          Самое главное - определиться с экспозицией до начала съемки. В общем случае для качественной сборки полезно, конечно, снимать всю сцену с одной экспопарой, но проходит такой фокус только если солнце в зените, да и то не на любой сцене. В большинстве случаев удобно бывает снимать в режиме приоритета диафрагмы; иногда - в ручном, подкручивая выдержку по мере съемки. Для начала полезно будет "пострелять" фотоаппаратом в разные стороны, посомотреть, как отрабатывает автоматика разные сектора, и где какие поправки вводить. Вводить поправки нужно будет не отрываясь от видоискателя.

          Фокусное расстояние (ФР), на котором снимать - дело вкуса, но у вас должна быть возможность сохранять его строго неизменным на протяжении всей съемки. В поездках я обычно снимаю на универсальное стекло 18-200 и для глобусов зажимаю его на коротком конце. Вариант оптимальный, на мой взгляд: при большем ФР понадобится уж очень много кадров, а при меньшем могут быть лишние проблемы со сборкой.

          Итак, взяли аппарат - снимаем. Ряд за рядом, слева-направо, сверху - вниз. Как и в обычных панорамах, лучше использовать портретную ориентацию: лишний кадр в сторону сделать всяко проще, чем лишний ряд доснять. После съемки всех рядов делаем шаг в сторону, и снимаем то место, на котором только что стояли. Весь процесс съемки занимает что-то около минуты. Или даже меньше - не засекал.

Вот такие получились исходники для глобуса:



Красным перечеркнуты кадры, которые были сняты, но не использовались реально при сборке.

          Вместо трех рядов можно было, в принципе, снять два, чуть сместив их. Но экономия на кадрах может выйти боком при сборке. Вернуться на то же место не всегда бывает возможно, и лучше пожертвовать местом на карточке, чем дома уже обнаружить на самом интересном месте какую-то неудаляемую помеху. Вот и здесь, например, один из кадров нижнего ряда оказался запорот из-за невовремя пробежавшей девочки.
          То же относится к числу кадров в каждом ряду: экономить кадры можно себе позволить только при полном отсутствии движущихся объектов вокруг.

4. Сборка
          Независимо от того, в RAW вы снимаете, в TIFF или в JPEG, к этапу сборки я вам советую подходить уже с джипегами. Скормить сборщику панорам несколько десятков 16-битных тифов, конечно, можно, но дожидаться потом результата - развлечение для сильных духом.

          Запускаем PTGui и скармливаем ему (кнопка "Load images") все, что отсняли. Обратите внимание при этом, что все кадры должны иметь одинаковую ориентацию - в т.ч. и снимки надира, не входящие в основные ряды. Попутно PTGui справится о размерах матрицы вашей камеры. Если не знаете их - можете посмотреть на dpreview.com или просто кликнуть на "Digital SLR" - большинству это подойдет.



          Нажимаем "Align Images" и идем пить чай. PTGUi занят расстановкой контрольных точек и предварительной подгонкой кадров - занять это может от считанных секунд до получаса; в случае глобуса - ближе ко второму.

По окончании подгонки, нам предстает окно Panorama Editor:



          Equirectangular проекция - это хорошо, но не для нас. Выбираем тип проекции "Little planet". Превьюшка сменяется на нечто уже более округлое.



          Хватаемся мышом за надир и перетаскиваем его в центр окна - в перекрестие.



          Вот она уже и планета. Почти. Дабы не тратить впустую пространство, подгоняем ползунками размер изображения. Будучи забытой, эта мелочь может здорово аукнуться позже, когда на собранный глобус понадобится уйма места на винте. Играясь ползунками, следим за тем, чтобы изображение оставалось квадратным



          Возвращаемся к основному окну PTGui и идем на вкладку "Create Panorama". Выставляем формат "Photoshop large (.psb)" и сохранение слоев - "Blended and layers". Последнее нам понадобится для устранения глюков, вызванных движением в кадре и ошибками параллакса. Сохранение всех кадров в виде отдельных слоев весьма требовательно к объему памяти и места на винте, так что про 16-битный цвет лучше забыть сразу.
          Стоит ли выставлять галку "Color correct individual layers" - зависит от ситуации. В большинстве случаев стоит, да. Но если в композиции участвуют кадры, потенциально содержащие большие зоны нестыковок (вроде девочки в примере) - лучше галку снять.
          Отдельного разговора заслуживает размер создаваемого изображения, который по умолчанию выставляется PTGui совсем небольшим. В общем случае, конечно, собирать нужно любую панораму в максимальном разрешении - уменьшить всегда можно и потом. Однако, с глобусом игра не всегда стоит свеч. Для данного случая, к примеру, максимальный размер составлял 18500х18500, т.е. почти 350 мегапикселов. Напомню, что такого размера будет и выходной многослойный файл, имеющий по слою на каждый из 70 с лишним кадров. Страшно? Так вот, для сборки глобуса в полном объеме PTGui запросил 225 ГБ только под временный файлы. Сколько такая картинка собиралась бы по времени - даже представлять не хочу. В общем, придется искать компромисс. В данном случае мы с PTGui сошлись на разешении 10500х10500 и что-то около 65 ГБ под временные файлы.

Выбрали размер, указываем имя файла и жмем "Send to Batch Stitcher".



          После того, как появилось окно Batch Stitcher, основной PTGui можно закрыть. Выставляем "Backrgound Priority" и занимаемся своими делами, на время забыв о глобусе. Если вы установили размер выходного файла небольшим - результат, возможно, получите почти так же быстро, как и превьюшку. Но при большом объеме работа займет несколько часов. Этот глобус собирался 7 часов на среднестатистической офисной машине, довольно слабо загруженной другими задачами.



          По окончании сборки мы получаем здоровенный фотошоповский файл на пару гигов. В фоновом слое имеем собранную панораму, а в верхних - с черными масками - все участвовавшие в сборке кадры.



          Глобус у нас получился, но он изобилует ошибками сборки и фантомами движущихся объектов. Увеличиваем картинку хотя бы до 50% и просматриваем весь глобус, подмечая ошибки. Самые типичные: половинчатые люди, раздвоенные или разорванные прямые линии, дублированные мелкие объекты и смещенные текстуры - как и в обычной панораме.





















          Вот здесь-то нам и пригодится та уйма слоев, что доставила столько тяжелых гигов родному винту. Там, где что-то дублируется - прорисовываем один из верхних слоев, чтобы оставить только его содержимое и затереть дубль. Где не стыкуются линии - прорисовываем по возможности линию полностью на одном кадре. 90% нестыковок легко исправляются именно прорисовкой масок. С остальным помогут штампы, заплатки и Warp.

          В конце концов, избавляемся от всех - или, хотя бы, от самых заметных - глюков и сливаем слои. Ура, файлик стал куда меньше! В принципе, все уже сделано, только глобус выглядит уж слишком выпяченным в центре. И девочка, и все, что есть на нем, получились приплюснутыми.



          Для борьбы с "приплюснутостью" нам понадобится Flexify. Запускаем его и устанавливаем входную и выходную проекции как на скриншоте. Остальные параметры не трогаем.



После применения Flexify картинка стала куда приятне, но и заметно "усохла" в размерах.



По мне - так применить бы его еще раз. Картинка стала еще приятнее, но усохла еще сильнее.



          Во, теперь в самый раз. До этого момента было важно, чтобы картинка оставалась квадратной, и глобус располагался в ее центре. Теперь же можно кропнуть ее до удобного размера/формата и расположить глобус в соответствии со своими замыслами. После "усушки и утруски" размер глобуса получился чуть менее, чем 4000х4000 - вполне достаточно для печати в альбом, и даже на небольшой постер.


  • 1
(Deleted comment)
Да, частично вполне замена, хотя и не уверен, что при такой куче кадров не будет зверского увеличения времени :)
Совсем, правда, без фотошопа обойтись не удастся - людей в большинстве случаев все равно править. Шустрые они, заразы :)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
спасибо огромное! о том, как делать крутилки, подобный материал написать не планируете?

Не, крутилки я сам не делаю, так что знаю о них только то, что где-то краем уха слышал да краем глаза читал :)

опечатка:
Flaming Pearl Flexify Flaming Pear Flexify

а в целом - полезно и интересно.

Хм, да, действительно. Причем, не опечатка, а ошибка - я реально был уверен, что он так называется :)
Сейчас исправлю, спасибо

таки паранамная головка полезней чем кажется)

а вообще, кошерный мануал)

+1

глюков меньше, поэтому значительно меньше времени тратится на постобработку при работе с гигабайтными файлами в фотошопе

Чтобы не париться в ФШ с ошибками сборки нужно бы оптимизировать проект и Smartblend подключить в качестве блендера.

Smartblend я упомянул - полезная штука, да. Но, все же, не всегда спасает.

(Deleted comment)
Ух ты, спасибо огромное автору!
Всё хотел сделать планетку, но не находил хорошего мануала!
теперь он есть, так что буду пробовать!

>вариант оптимальный, на мой взгляд: при большем ФР понадобится уж очень много кадров, а при меньшем могут быть лишние проблемы со сборкой.

у меня на 12 изредка бывают проблемы на многорядных (правда обычно 2х рядов хватает изредно для перестраховки делаю 3) хотя не уверен что таких же проблем не было б на 18 ... так что спорно.

>Независимо от того, в RAW вы снимаете, в TIFF или в JPEG, к этапу сборки я вам советую подходить уже с джипегами. Скормить сборщику панорам несколько десятков 16-битных тифов, конечно, можно, но дожидаться потом результата - развлечение для сильных духом.

пользуемся рам-диском и не знаем проблем - отправлять в какую либо постобработку джепег это как то сомнительно. а 10ти минутный перерыв еще никому не повредил :)

>Сохранение всех кадров в виде отдельных слоев весьма требовательно к объему памяти и места на винте, так что про 16-битный цвет лучше забыть сразу.

да что вы там на нетбуке клеите или на старенком пентиум 2 ? когда есть проблемы только так и сохраняю. 16 бит и по слоям :)

за плагин спасибо не знал про такой :)

вообще спасибо, что не поленились поделится опытом!

Ну, я там масштабы времени и объемов упоминал - речь отнюдь не о 10 минутах и совсем не о тех объемах, которые нетбуку по плечу :)
Даже в 8-битном цвете фотошоповский файл - 2 гига занимает.

А в качестве исходников для сборки при таких объемах джипеги в самый раз. Все равно выгибание кадров будет значительным и его потери перекроют весь возможный ущерб от джипеговости в несколько раз.
Речь, разумеется, о джипегах первого сохранения и максимального качества. Все, что делается до и после ТПГУЙной склейки должно, конечно, быть в тифах или псдшниках

Поразительно как упрощается дело если иметь нормальный фишай - 3 кадра и вуаля... :)

А из фишайных кадров вообще реально что-нибудь склеить? :)

А скажите пожалуйста, есть ли верcия Flexify для 64-bit
Подозреваю что нет... Сегодня для пущей уверенности перепроверял...

Ну, ежели перепроверяли - значит, нет :)
Я давно не смотрел, как у него с новыми версиями

Здорово, что написали! Давно уже надо было обновить :)

отлично изложено! как делать не надо))

Хм. А что не так?

Материал весчь. Если будет желание, был бы очень благодарен за копию поста в fotoforge. В любом случае, за статью большое спасибо.

Запросто, сейчас продублирую :)

(Deleted comment)

Re: Photoshop CS4 Extended (+ Flexify 2.02), PTGui 7.2 Pro (+Autopano Pro 1.3.0 +Smartblend 1.2.2).

Ну, в принципе, могу вечером залить, конечно, куда-нибудь, но если чуть-чуть поискать - до этого вечера вы их все понескольку раз найти успеете :) Flexify, к примеру, невозбранно лежит на 2baksa.net

Мегакруто! Пошёл штудировать мануал )

  • 1